Внешнеэкономическая деятельность - это финансово-экономическая деятельность, которая связана с коммерческим взаимодействием между организациями из разных стран. Евразийский экономический союз (далее -
ЕАЭС) также является активным участником ВЭД как между резидентами, так и между нерезидентами ЕАЭС.
Внешнеэкономическая деятельность
(далее - ВЭД)
ЕАЭС реализована в формате взаимодействия государств-членов
ВЭД ЕАЭС на базе транспарентных и общих принципов организации таможенных механизмов и инструментов.
Вступление в силу Договора о Евразийском экономическом союзе означало создание и окончательную легитимацию Таможенного союза на территории ЕАЭС.
Таможенный союз создал новую парадигму торгово-экономической интеграции государств-членов, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле не применяются соответствующие пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, действуют Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза и единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьей стороной.
Тарифные преимущества являются особенным инструментом таможенно-тарифного регулирования
ВЭД ЕАЭС, о них мы погорим отдельно.
Базовый вид осуществления
ВЭД ЕАЭС является внешняя торговля в формате экспорта и импорта.
Предлагаю рассмотреть базовый вектор возможной организации экспорта товаров из России в государств-членов
ВЭД ЕАЭС: Армению, Белоруссию, Казахстан или Киргизию.
Во-первых, принципиально важным является определиться с вопросом налогообложения. Это важно для избежание различных штрафных санкций, прогнозирования финансовых результатов.
При упрощенной системе налогообложения НДС отсутствует. А вот при основной системе налогообложения все несколько сложнее. По умолчанию при экспорте в страны
ВЭД ЕАЭС применяется ставка НДС 0%, это нужно иметь ввиду при выставлении счетов, формирования счет-фактур, и др.
У экспортера есть 180 дней для подготовки и передачи в налоговый орган документы (см. Протокол о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС (далее – Протокол), для получения возможности (подтверждения) применения льготной ставки НДС. Если необходимые материалы вовремя не поданы или не приняты ставка составит 10% или 20% (см. п.5 Протокола, ст. 164, ст. 165 Налогового кодекса РФ), а с 181-го дня с момента отгрузки товаров придется уплатить НДС+пени. Важно помнить, что грузополучатель должен находится на территории стран Евразийского экономического союза.
Во-вторых, потребуется подготовить базовые документы:
- Договор на реализацию товаров на экспорт;
- Договор на доставку (перевозку);
- Сопроводительные документы (акты приема-передачи, накладные, свидетельства, и пр.);
- Документы для валютного контроля свидетельствующие о факте отгрузки товара (счета на оплату, свидетельствующие об оказании работ или услуг, должным образом заверенный перевод материалов, составленных на иностранном языке, и др.).
В-третьих, при перемещении продукции по территории в рамках
ВЭД ЕАЭС процедура досмотра на внутренних границах стран ЕАЭС не является обязательной. Вместе с тем, часто при пересечении границы на автомобильном транспорте такая процедура является необходимой, т.к. для подтверждения 0% ставки зачастую требуют предоставления подтверждения прохождения пограничного контроля.
При отправке продукции через курьерские службы потребуется сохранить накладную или курьерскую квитанцию.
В-четвертых, в случае успешного подтверждения права на льготную ставку налога в размере 0% никаких платежей совершать не нужно. Если подтвердить в течении 180 дней права на льготную ставку налога не удалось, экспортеру придется оплатить налог, как ранее отмечалось, начиная с 181-го дня включая пени.
Оплата осуществляется в налоговую, куда прикреплен экспортер. Также потребуется подать уточненные данные сведения.
Что принципиально важно: согласно п.5 Протокола допускается подавать документы на льготную ставку даже после уплаты налог по базовой ставке, в этом случае можно заявить возврат уплаченного налога.
В дальнейшем мы рассмотрим вопросы импорта товаров в рамках
ВЭД ЕАЭС, их налогообложения, рисках
ВЭД ЕАЭС, и др.