На фоне обширных антироссийских санкций, которые были приняты западными странами и их союзниками после начала военной операции на Украине, и массового ухода транснационального капитала с российского рынка наш экономический разворот к Евразии и Азиатско-Тихоокеанскому региону фактически стал неминуемым. В связи с последними событиями многие развивающиеся государства, в том числе и КНР, стали всерьез говорить о ненадежности Запада в качестве союзника, о потере доверия к долларовой финансовой системе как способу вложения средств.
Официальный Пекин выступил с осуждением применения односторонних санкций, не имеющих оснований в международном праве, в качестве инструмента внешнеполитического давления, подчеркнув, что принятые в отношении России рестрикции могут серьезно обострить продовольственный и энергетический кризисы в мире. В этой связи, безусловно, особенное значение сегодня будет иметь укрепление российско-китайского сотрудничества, как на межгосударственном уровне, так и по линии организаций БРИКС и ШОС. При этом потенциал для расширения взаимодействия между нашими странами действительно велик: наряду с энергетикой, природными ресурсами и сельским хозяйством – это и туризм, строительная сфера, высокие технологии, логистика и т.д.
Несколько слов здесь необходимо сказать о том, как обстоят дела с нынешними российско-китайскими экономическими взаимоотношениями. На начало года КНР уже являлся крупнейшим среди торговых партнеров России, если не считать оборот с Евросоюзом в целом, последний очевидно сейчас будет снижаться. Основными товарами в структуре российского импорта из Китая являются электромеханическая продукция (машинное оборудование, электронная продукция, транспортные средства), химическая продукция, а также текстильные материалы и изделия. Россия же в первую очередь экспортирует в Китайскую Народную Республику топливно-энергетические товары (на них приходится более 65% экспорта), а также цветные металлы, продукцию лесопереработки и сельхозтовары – мясо птицы, соевые бобы, кукурузу, подсолнечное масло, молочные и морепродукты (в 2021 году объем торговли сельхозпродукцией увеличился на 7%.).
Так, по итогам прошлого года российско-китайский товарооборот вырос на 35,8% и достиг 146 млрд долларов, а по результатам саммита в феврале этого года в Пекине была принята «дорожная карта» по наращиванию двусторонней торговли до 200 млрд долларов к 2024 году, что в нынешних условиях может быть пересмотрено еще в большую сторону. Кроме того, в феврале были заключены соглашения, по которым поставки российского трубопроводного газа в Китай вырастут на 10 млрд куб. м. и достигнут 48 млрд куб. м в год, и подписан контракт на поставку в Китай через Казахстан порядка 100 млн тонн нефти в течение десяти лет, на сумму более 80 млрд долларов.
Если же теперь говорить о зонах роста в российско-китайских отношениях, в условиях необходимости восстановления экономики РФ от того ущерба, который уже был нам нанесен и еще будет наноситься по инициативе Соединенных Штатов, то здесь особенно хотелось бы выделить возможность формирования в нынешних реалиях новой глобальной экономической системы, альтернативной Западу и полноценного межгосударственного блока на базах БРИКС и ШОС при ведущей роли России и КНР. Стоит отметить, что именно Китай является государством-председателем БРИКС в 2022 году: запланированы свыше 100 мероприятий, в рамках которых могут быть заложены основы для выхода сотрудничества между странами БРИКС на новый уровень. При условии потери доверия к валютам Евросоюза и США, самой значимой среди активно обсуждаемых на сегодня инициатив, можно считать предложение ускорить создание единой платежной системы в рамках стран БРИКС (BRICS Pay).
Еще одной характерной чертой последнего месяца является активизация переговоров между разными странами о переходе к расчетам в национальных валютах. В частности, об этом уже договорились государства ЕАЭС, Саудовской Аравией ведутся переговоры с Китаем о возможности использования юаней вместо долларов при продаже нефти, сам КНР продвигает идею исключительно национальных валют при торговле между странами Юго-Восточной Азии, также Россия сегодня активно обсуждает наращивание объема расчетов в национальных валютах с Индией и Китаем. Среди других наших потенциальных шагов – включение юаня в политику диверсификации валютных резервов России и проведение прямых трансграничных операций между финансовыми учреждениями двух стран.
В области непосредственно торгово-экономического сотрудничества с Пекином основные зоны роста – это оперативная переориентация производственных цепочек на Восток; дальнейшая интенсификация кооперации в различных сферах; создание благоприятных условий для прихода на наш внутренний рынок китайских брендов; укрепление механизмов долгосрочного сотрудничества; развитие оптимальных логистических маршрутов и транзитных путей из КНР (как тот же проект международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай»); строительство трансграничной транспортной инфраструктуры, которая способствует улучшению сотрудничества Дальнего Востока с Северо-Восточным Китаем; расширение технологического экспорта из КНР, особенно в наиболее пострадавшей от ограничений области электроники (проводников, компьютеров, запчастей, телекоммуникационного оборудования) и др.
Наконец, хотелось бы ответить на вопросы, который часто возникают при обсуждении темы укрепления двустороннего комплексного взаимодействия с Китаем на фоне беспрецедентного санкционного давления Запада: а заинтересован ли в данной кооперации сам «Китайский дракон», и готов ли он к возможному давлению на него со стороны США из-за экономической поддержки России?
Приведу также ряд важных заявлений китайской стороны:
«Правительство Китая примет решительные меры в случае оказания западными странами давления на китайские компании из-за введенных в отношении РФ санкций», — официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь.
«Китай и Россия всегда будут продвигать равноправные и взаимовыгодные, нормальные торгово-экономические отношения», — официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь.
Это еще раз показывает тот высокий уровень партнерства между Москвой и Пекином, который существует сегодня, и будет только продолжать развиваться благодаря нашим совместным усилиям.
Добавлю также, что все возможности и сценарии развития партнерства должны рационально просчитываться и прорабатываться на государственном и предпринимательском уровне без каких-либо иллюзий. В бизнесе и политике в XXI веке, как и всегда, в долгосрочной перспективе не может быть друзей или какого-либо альтруизма, потому что потенциальное ощущение зависимости и уязвимости любого из игроков спровоцирует стремление к давлению, диктату невыгодных условий и вообще любым возможным манипуляциям.