Первый – технологический. Как отмечают, производители швейного оборудования, в России сегодня не создаются машины для производства. Основное оборудование на фабриках – немецкое, японское и китайское. При этом профессиональное оборудование рассчитано на большие объемы производства, которое начинающие компании просто не могут себе позволить.
Сегодня эта задача молодыми брендами решается выбором производства своей продукции в Китае и Киргизии, где отлажены производственные линии под разные объемы.
Надо сказать, что на федеральном уровне руководство страны понимает сложившуюся ситуацию и запускает различные механизмы для поддержки и развития отечественного производителя. Так, в частности, глава Правительства Михаил Мишустин буквально на днях подписал документ о запуске программы льготного кредитования для бизнеса. Рассчитывается, что это позволит сохранить возможность приобретения импортного оборудования.
Однако очевидно, что для более эффективного развития рынка производства одежды и аксессуаров – необходима комплексная программа, которая позволит выйти на разработку и создание собственной технической базы.
Второй – кадры. Швея или механик сегодня далеко не самые популярные профессии, при этом крайне востребованные сегодня на рынке. Тем более, что как заявляют производители, они готовы хорошо оплачивать этот труд. Согласно исследованию, которое провело агентство ТАСС, заработная плата швеи может достигать 100 тыс. рублей в месяц и более.
«Сдельно швеи сейчас получают хорошо. «Это сейчас востребованные специалисты», — говорит, в частности, президент "Союзлегпрома" — Росийского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности — Андрей Разбродин. — Приведу пример: у нас в 2019 году загрузка швейных мощностей была порядка 45–48%, а сегодня — благодаря и усилиям в пандемию, и изменениям логистики, и нашей работе с коллегами — загрузка 100%, на швейных производствах есть очередь заказчиков».
То есть сейчас на самом деле необходима популяризация этих профессий, а также государственная дополнительная поддержка молодых специалистов.
Третий – переломить стереотип о том, что в России не делают красивую, качественную и стильную повседневную одежду. Такая установка сложилась в нашей стране исторически в силу объективных причин. Так, например, в СССР, по сути, не было понятия мода. Была одежда - утилитарная, функциональная, довольно однотипная, повседневная или выходная. Поэтому в общественном создании трендмейкером в fashion индустрии всегда был Запад.
Сегодня это уже не так, но до сих пор большинство брендов в своей маркетинговой стратегии при выборе названия преимущественно выбирают иностранные наименования с европейским звучанием.
Понятно, что быстро эту проблему решить не получится, но сейчас время, когда решения должны приниматься стратегически, рассчитываться на большую перспективу. На мой взгляд, здесь большую роль может сыграть государство. Например, предоставив на долгосрочной основе дополнительные преференции и поддержку компаний с русскоязычными названиями.
Четвертый – культура потребления. Как отмечают продавцы, которые работают на отечественных маркетплейсах, сегодня существуют большие проблемы с тем, как люди относятся к покупкам через интернет.
По мнению производителей, дело в том, что сами площадки избирают максимально лояльную политику по отношению к потребителям. Одна из частых проблем – это количество дней на возврат товара (21 день на Wildberries, например) и лояльная приемка возврата на пунктах выдачи. Таким образом, у человека появляется возможность взять вещь, использовать ее несколько недель и после вернуть ее обратно, забрав при этом деньги. Часто продукция возвращается уже не в товарном виде, но деньги списываются с производителя, и он же платит за многократную логистику.
Здесь необходима более жесткая позиция самих онлайн-площадок по контролю за пунктами выдачи (они также являются самостоятельными юридическими лицами), чтобы более тщательно проверяли состояние вещи, которую клиенты хотят вернуть.
Подводя итоги можно констатировать, что уход зарубежных компаний из России дает большие перспективы для российских брендов. В этой связи, меня очень удивляют заявления представителей нашего бизнеса о том, что они не видят для себя возможностей экономически справиться с современной ситуацией. Также хочется пожелать веры в себя и свои силы тем, кто решается на первый шаг в предпринимательстве – сейчас неплохое и интересное время для этого.
А бизнесменам, которые не знают и не могут действовать в кризисных ситуациях, открывая для себя новые горизонты возможностей, вероятно, стоит задуматься о смене рода деятельности.