Экономические трудности вызванные пандемией на протяжении всего 2020 года показали реальные возможности и результативность выбранного вектора ЕАЭС на проведение совместной таможенной политики, позволившей убрать различные барьеры для экономического взаимодействия. Удивительно, но факт, сравнение кризисов 2009 и 2020 годов показало интересные результаты по падению уровня ВВП в государствах-членах ЕАЭС. Так, в 2009 году спад ВВП был значительным (спад на 7,8 процента против 1,7 процента в мире), наоборот, падение уровня ВВП в странах ЕАЭС в 2020 году оказалось меньше (снижение ВВП на 2,9 процента против 3,6 процента в мире).
Отечественному бизнесу вести ВЭД в ЕАЭС проще, при этом существуют свои тонкости и определенные
риски ВЭД ЕАЭС.
Вот некоторые из них:
1. Процедура таможенного оформления и контроля участники
ВЭД ЕАЭС проходят в упрощенном порядке в соответствии с договором ЕАЭС и профильным национальным законодательством. При этом таможенные органы вправе запросить дополнительную информацию документы, прочие сведения о перевозимых товарах, результатах работ и услуг. Предоставлять или нет запрошенные материалы, которые необязательны, решать организациям. При этом имейте ввиду, в случае отказа от предоставления запрошенных материалов, таможенное оформление может оказаться «котом в мешке» (см. Арбитражное дело №А41-4538/19 от 01.07.19 года).
Конструктивное взаимодействие с таможенными структурами позволит избежать различных рисков, недопонимании и неточностей. Имеет смыл предоставлять запрошенные материалы, плотно взаимодействовать с соответствующей таможенной службой для достижения максимального взаимопонимания, устранения всех возникающих вопрос до осуществления ими итогового оформления и принятия решений.
2. Любые перемещения подлежащих таможенному учету позиций предполагают их однозначную и точную классификацию — это снизит риски и важно для правильного учета, формирования как налогооблагаемой базы, так и всех соответствующих документов для легализации поставляемых товаров, результатов работ или услуг. Помните, задача таможенных служб выявление возможных отклонений от норм закона, исключения ввоза (вывоза) одних позиций под видом других, недопущение вывоза из страны товаров, результатов работ или услуг запрещенных к вывозу, и т.д.
3. Работая с партнерами из государств-членов Союза всем организациям известны применяемый налоговый режим, косвенные налоги, они явно прописаны в Договоре о создании Союза от 29.05.2014 (Протокол № 18 к Договору). Но следует учесть ситуации не только таможенные
риски ВЭД ЕАЭС. Регулярно профильные ведомства (Минфин, Налоговая, и др.) издают различные разъяснения и уточнения правил и нюансов правоприменительной практики реализации налоговых процедур. Их незнание или игнорирование зачастую приводит к рискам серьезных проблем в виде штрафов, пени и дополнительных отчислений в бюджет.
Пример: письмо Минфина от 02.07.2015 N 03-07-13/1/38180, о применении вычетов по НДС, уплаченному по товарам, ввезенным в РФ из государств — членов ЕАЭС. Организации упустившие из виду это разъяснение, получили дополнительные начисления, которые не смогли аннулировать в судебном порядке ( см. решения из Постановлений АС МО от 06.08.2019 по делу N А40-214893/2018, АС Поволжского округа от 24.09.2020 N Ф06-65608/2020).
Целесообразно будет подписаться на правовые системы, предоставляющие актуальные нормативные документы, иметь в штате ответственных лиц за мониторинг изменений в законодательстве. Но, в любом случае, основное решение в данном случае кроется в верном организационном подходе.
4. Первичные документы от контрагентов не соответствующие российским форматами и наоборот, российские первичные документы, не соответствующие местному формату в государстве-члене ЕАЭС.
В подобной ситуации снова следует обратить свой взор к разъяснениям ФНС России. Например, первичные документы от контрагента, не соответствующие отечественным форматам налоговых документов, следует подавать в ИФНС в бумажном виде, заверенной копии с метка ЭЦП. Существует возможность подавать сканированные копии данных документов, но заверенных усиленной ЭЦП, но это тоже процедура, получить статус усиленной ЭЦП.
Важно вести мониторинг различных предписаний и разъяснений со стороны ФНС России. Вот несколько подобных разъяснений от налоговой: Письма ФНС от 12.04.2021 N ЕА-4-26/4872@, от 10.04.2020 N ЕА-4-15/6118@, от 06.12.2019 N ЕД-4-15/25049 и т. д. В настоящее время ЕАЭС работает на тем, чтобы полностью устранить настоящие проблемы, но организациям следует держать «руку на пульсе».
5. В сложившейся санкционной ситуации еще одним актуальным
риском для ВЭД ЕАЭС в 2022 году представляет попытки недобросовестных экспортеров попытаться осуществить реэкспорт запрещенной для экспорта продукции за пределы ЕАЭС.
Помните, профильные и силовые структуры государств-членов ЕАЭС будут осуществлять пристальный контроль за этим вопросом. Поэтому, выбирая партнеров убедитесь, что они ничем подобным заниматься не будут, иначе сильно возрастает риск быть втянутым уголовные дела по возможному факту участия в реэкспорте запрещенных товаров.
Включайте в договоры на поставку продукции пункты, в соответствии с которыми Ваши контрагенты будут уведомлены и предупреждены о том, что товары запрещены для вывоза с территории ЕАЭС без дополнительного разрешения профильных ведомств установивших соответствующие запреты. В дальнейшем это может снизить Ваши риски, если контрагенты допустит нарушения.
Риски ВЭД в ЕАЭС 2022 году нужно брать в расчёт, но многие риски можно устранить несложными процедурами.