Концепция «продукция как услуга» (Product-as-a-Service, PaaS) превращает потребителей во временных пользователей, а компании — в ответственных за жизненный цикл товаров. Это не просто мода на совместное использование, а фундаментальный сдвиг: бизнес вынужден проектировать продукты, которые можно ремонтировать, перерабатывать или использовать десятилетиями.
Так, например, в России активно развиваются сервисы каршеринга (Делимобиль, Яндекс, Белка и другие), аренды велосипедов и электросамокатов через приложение: «Яндекс.Самокат», Whoosh (50 тыс. устройств в 40 городах, ремонт 70% техники и утилизация аккумуляторов через «Росатом»), «Велобайк» (городской велопрокат с 4 млн поездок в Москве за сезон) и платформа Urent (аренда частного транспорта с экопартнёрством).
Бренд MUJI (Япония) запустил сервис аренды мебели и бытовой техники. Клиенты платят за использование, а не за владение, а MUJI ремонтирует и перерабатывает 90% возвращённых товаров.
Стартап Rentomojo (Индия) сдаёт в аренду всё — от ноутбуков до детских колясок. Это позволяет семьям с доходом в 300 долларов в месяц получать доступ к товарам премиум-класса без долгов.
Эксперты ожидают, что к 2040 году до 30% мирового рынка перейдет на циклические модели. Это не только сократит количество свалок, но и создаст новые отрасли — например, ремонтные хабы и платформы для обмена ресурсами между предприятиями.