Экономист Марат Айдагулов оценил скорость роста и перспективы рынка KidTech в России
Каково положение сегмента KidTech в России сейчас и каковы его ближайшие перспективы? Какие факторы препятствуют развитию отрасли, а какие, наоборот, ему способствуют? Актуальны ли мировые тенденции KidTech для отечественных предпринимателей?
KidTech — сегмент рынка образовательных технологий EdTech, который включает в себя технологические решения для дошкольного образования. Целевой аудиторией KidTech являются малыши (дети 0-3 лет), дошкольники (дети 3-7 лет), их родители, специалисты по работе с детьми, а также государственные и частные организации, предоставляющие образовательные услуги для детей до 7 лет, то есть, детские сады, различные дома творчества и так далее.
Спектр направлений обучающих программ в KidTech поистине огромен. Программы и продукты сегмента могут быть нацелены на физическое развитие детей, на развитие их когнитивных и речевых навыков, формирование финансовой грамотности или полезных привычек. Актуальна также непосредственно дошкольная подготовка и формирование творческих или профессиональных умений, например, рисование или кодинг (программирование). Популярной последние годы становится идея формирования у детей и так называемых «мягких навыков», в которые включают креативность, гибкость мышления, навыки коммуникации и так далее.

Говоря о структуре российского рынка онлайн-образования, нужно отметить, что положение сегмента KidTech в нём весьма специфично: в настоящее время KidTech привлек финансов меньше, чем остальные сегменты, при этом спрос на услуги отрасли огромен, а процесс цифровизации поразительно низок. Всего на российском рынке KidTech работают более 120 компаний, при этом, смотря на этот список, очевидным становится территориальный аспект: как отмечает руководитель столичного Департамента предпринимательства и инновационного развития Алексей Фурсин, 55% из компаний находятся в Москве, и именно на столичные организации из этого сегмента приходится около 70% инвестиций.
С чем связана подобная ситуация?
  • 1
    Первый фактор,
    связан, в частности,с особенностями организации дошкольного образования в России в целом. В стране огромная доля государственных дошкольных учреждений и сравнительно малая доля учреждений частных, так, лишь 1,5% детей посещают частные учреждения, между тем как в большинстве развитых стран этот показатель находится в районе 14%. По мнению ряда экспертов, именно небольшая доля частного образования снижает скорость проникновения новых технологий в дошкольные организации, ограничивая конкуренцию на рынке, ведь государственным учреждениям, как минимум, приходится сталкиваться с бюджетными ограничениями, а порой и иметь дело с более консервативными взглядами принимающих ключевые решения.
  • 2
    Второй фактор,
    влияющий на развитие KidTech в России – осторожность инвесторов, которые лишь относительно недавно стали присматриваться к данному сегменту рынка. Активный рост инвестиций в отечественный KidTech начался в 2019 году и продолжился в 2020-2021 годах, однако даже тогда инвестиции в отрасль составили лишь около 26% от общего объёма инвестиций в EdTech.
  • 3
    Третий фактор,
    тормозящий развитие сегмента, можно назвать человеческим фактором. Несмотря на цифровизацию множества процессов профессиональной жизни, а также успешное проникновение цифры в быт и коммуникацию, в теме технологий для детей до сих пор остаётся множество вопросов. С какого возраста лучше знакомить детей с гаджетами и каким образом ограничивать выделяемое на это время? Идет ли в целом на пользу развитию ребенка его раннее знакомства с цифровыми устройствами? Как лучше решить вопрос безопасности детей в сети? Тут же можно резонно отметить проблему квалификации персонала, в частности, детских садов: воспитатели далеко не всегда сами хорошо разбираются в тех технологиях, которые планируют преподнести детям.
Тем не менее, несмотря на сложности, на протяжении последних шести лет выручка KidTech-компаний в России росла в среднем на 49% в год, причем особенно стабильный рост показали те компании, которые работают исключительно в данном сегменте. Средняя выручка компаний, разрабатывающих KidTech-решения в России, в 2022 году превысила 100 млн рублей.

Спрос на развитие отрасли неизбежно растёт вместе с долей цифровых процессов в жизни человека, дошкольники неизбежно всё больше пользуются гаджетами. Текущий уровень развития технологий отрасли в России достаточно низок, целевая же аудитория огромна: по данным Росстата, численность детей до семи лет, посещающих дополнительные образовательные программы в России, выросла на 18% за последние пять лет и составила 8,2 млн человек в 2022 году, что является 62% от общей численности детей этого возраста.

В связи с этим, экспертами ожидается дальнейший рост интереса инвесторов к сегменту и расширение процессов цифровизации, в частности, в детских садах. На фоне наличия мер государственной поддержки, направленных на поддержку регионального бизнеса, стоит ожидать и постепенного развития сегмента не только в столице, но и за её пределами. Пресс-служба Агентства инноваций Москвы, в свою очередь, заявила о том, что спрос на технологии для дошкольников в России в перспективе увеличится вдвое.

В настоящее время, большинство отечественных компаний (более 63% от общего числа) предлагают B2C решения, чаще всего, нацеленные на дошкольников, то есть, на детей старше 5 лет: речь идёт, в частности, о разработке линеек продуктов для непрерывного дошкольного обучения ребенка. Популярной является реализация идеи обучения через игры. Предлагаются продукты для развития различных когнитивных навыков (например, памяти или логического мышления), навыков чтений и письма, а также непосредственно подготовка ребенка к школе – интересно, что последнее направление можно назвать, пожалуй, самым быстро развивающимся, вероятно, за счет близости к сегменту школьного образования, где цифровизация идёт гораздо более активно.

B2B решения отечественных предпринимателей, в свою очередь, ориентированы на дошкольные образовательные организации и предлагают, прежде всего, разработку интерактивного оборудования и систем управления.

Показательно, что в последние годы к KidTech присоединилось и некоторое количество крупных игроков, чье участие способно существенно повысить уровень конкуренции в сегменте. Так, Skyeng открыл Skysmart - отдельное подразделение для детей 4–18 лет, а также совместно с «Союзмультфильм» разработал обучающие игры с дополненной реальностью для смарт-дисплея SberPortal. «Яндекс» не так давно приобрел у мальтийской компании Zebrainy Ltd платформу развивающих игр для детей дошкольного возраста «Сказбука». «Детский мир» заявил, что планирует создать целую экосистему IT-сервисов для детей и родителей, в которую войдёт не только развлекательный контент, но и онлайн-образование.

Говоря о мировых тенденциях отрасли, прежде всего, стоит отметить развитие технологий искусственного интеллекта (ИИ), которые уже реализуются в рамках распознающих детскую речь голосовых помощников, так, например, приложение Amira Learning читает вместе с детьми, исправляя ошибки в режиме реального времени. Также, ИИ способен персонализировать материал под конкретного ребенка, под его уровень знаний, интересы либо особенности развития. Стоит помнить, конечно, и о способности ИИ создавать контент – эта тема последнее время особенно на слуху благодаря ChatGPT и его аналогов для арт-сферы.

Набирает обороты развитие технологий дополненной и виртуальной реальности. Популяризируется идея метавселенных, так, компания MiMo Studios запустила детский анимационный сериал HippoPark, который пока транслируется на привычных стриминговых сервисах, но позволяет детям создавать собственные NFT.

Развивается робототехника: набирают популярность небольшие образовательные роботы, которые собираются из готовых блоков и умеют выполнять простые команды, а эксперты полагают, что в будущем роботизированные технологии станут незаменимым помощникам для воспитателей и учителей.
ИТОГИ
Что в сухом остатке?
Отечественный рынок KidTech по сравнению с рынком глобальным, безусловно, находится в самом начале пути. В масштабах страны рано говорить о роботизации процессов обучения или повсеместном использовании ИИ: для реализации подобных идей не хватит ни квалифицированных специалистов, ни соответствующим образом оснащённых учреждений.

Однако, во многом именно благодаря относительно низкому уровню старта, сочетающему с наличием большой целевой аудитории, у сегмента KidTech в России огромные перспективы, реализации которых будет лишь способствовать увеличение мер государственной поддержки предпринимательства, рост интереса инвесторов, а также мировые тенденции, способствующие увеличению интереса людей всех возрастов к новым и новейшим технологиям.
  • Марат Айдагулов
    Предприниматель и общественный деятель.
    Эксперт по экономическому развитию и международному сотрудничеству.
    Инициатор создания негосударственной платформы по гражданской координации и интеграции на пространстве ЕАЭС, Конвенции цифровой безопасности.