Популярность темы миссии и цели бизнеса, его социальной значимости, является следствием развития мировой ESG-повестки, особо расцветшей на фоне пандемии коронавируса. Концепция Environmental, social and corporate governance (экология, социальная ответственность и управление) неразрывно связана с такими понятиями как корпоративная социальная ответственность (КСО) и устойчивое развитие, - обе этих тенденции активно набирают обороты в глобальном сообществе. ESG - вместе с рейтингами соответствия компаний принципам концепции - сформировался как метод оценки бизнеса с позиции соответствия целям устойчивого развития, требованиям местного сообщества, инвесторов и государства (подробнее об ESG-повестке я писал ранее в своей
статье).
Основываясь на ESG-критериях, ряд развитых стран уже ввёл ограничения на деятельность отдельных компаний, а также на твердые выбросы, парниковые газы и пластик. С другой стороны, существуют налоговые льготы для экологически и социально ответственных компаний, развивающих регионы или поддерживающих сохранение природы. Общий объем финансовых ресурсов, которые направлены на реализацию политики ESG в мире, достигает около 50 триллионов долларов, и эта цифра увеличивается с каждым годом.
Потребители также проявляют значительную заинтересованность в принципах ESG, отмечая при этом возросшую роль брендов в решении различных общественных проблем. В числе главных ожиданий от бизнеса в России на 2022 год, люди называли не только экономический рост, но и уменьшение неравенства между людьми и странами, развитие инфраструктуры и инноваций, а также ликвидацию голода. Исследования убедительно демонстрируют, что клиенты обращают внимание на бренды, в которых видят отражение собственных ценностей, то есть, транслируемые компанией ценности неизбежно обозначают и расширяют (либо сужают) целевую аудиторию. Согласно докладу американской технологической компании IBM, среди компаний с наиболее развитыми ESG-практиками 43% чаще увеличивают свою прибыльность, а руководители еще 52% фирм считают, что ESG оказывает огромное влияние на получаемую прибыль.
Важно понимать, что миссия бренда – это важнейший бизнес-инструмент, своеобразное программное заявление предпринимателя. На основании определённых компанией ценностях бренда, его миссии и принципов выстраивается внешняя коммуникация бренда как таковая, в том числе маркетинг и PR. Так, неверно определённая миссия скажется на самой стратегии бизнеса, в том числе на его самопрезентации, что может быть фатально для компании.