Марат Айдагулов: ЗОЖ как бизнес–тренд третьего десятилетия
Экономист Марат Айдагулов о том, какие возможности для бизнеса существуют в нише здорового образа жизни, какой объем рынка и какую динамику он показывает, а также о передовых разработках в этой сфере.
ЗОЖ как бизнес
Тренд здорового образа жизни неумолимо набирает обороты: за последние 5 лет глобальный рынок ЗОЖ вырос до $4,2 триллионов, ежегодный же прирост мировой индустрии эксперты оценивают аж в 6,4%.
По данным Euromonitor International, объём продаж на рынке здорового питания в России по итогам лишь 2018 года составил 872,9 млрд рублей. Средние чеки онлайн-покупок в сферах, связанных с ЗОЖ, в несколько раз выше, чем в обычных продуктовых магазинах, так, по данным сервиса Яндекс.Касса за 2018 год, в доставке спортивного и здорового питания средний чек составляет более 5 тыс. руб., пока в магазинах категории «Продукты питания» средний чек находится на уровне всего 1,2-1,9 тыс. руб. Ниша здорового питания во всех его проявлениях, с одной стороны, стремительно развивается и находится в стадии жёсткой конкуренции, а с другой стороны – парадоксальным образом полна не охваченных ниш.
Даже кажущийся привычным для москвичей широкий выбор ЗОЖ-продуктов для жителей регионов до сих пор в большинстве случаев остаётся мало достижимой целью, благодаря чему быстро набирает обороты местное производство. Покупатели всегда заинтересованы в новых предложениях. Рассматривая примеры подобных стартапов, - например, региональные бренды типа «Вегенсы» - можно обратить внимание и на то, что на первых порах товары прекрасно продаются через социальные сети, не требуя специальных затрат на создание интернет-магазинов или торговых точек оффлайн.
Конечно, есть и свои сложности. Необходимо учитывать, как минимум, фактор сезонности: по статистике, в сфере питания и сопутствующих товаров спрос растёт с марта по август, после, как правило, происходит спад. Также, необходимы серьезные стартовые инвестиции, ведь по оценкам экспертов при открытии бренда, ориентированного на ЗОЖ, затраты на оформление необходимой документации, оборудование и закупки может быть выше в среднем на 20-30%, чем других нишах.
Отдельно стоит иметь в виду торговлю спортивными товарами. В связи с закрытием магазинов крупных западных брендов, таких как Adidas, Reebok и Nike, продажи спортивных товаров на двух крупнейших по обороту маркетплейсах, Wildberries и Ozon, в первой половине 2022 года выросли в 2,6 раза к аналогичному периоду прошлого года до 26,2 млн шт. Оборот этих двух интернет-магазинов в категориях «спортивный инвентарь и одежда для занятий физкультурой», по данным Moneyplace, с января по июнь утроился, составив 32,6 млрд руб.
Текущая мировая ситуация – уход брендов из России, изменение логистических цепочек – открывает для предпринимателей ряд возможностей, связанных не только с созданием принципиально новых продуктов на рынке, но и с организацией новых типов поставок популярных товаров, начиная от одежды и спортивного оборудования, а заканчивая натуральной косметикой или биодобавками.
Средний чек в категории лекарств и биодобавок в России составляет около 2.2. тыс. руб., и спрос неизбежно растёт на фоне отсутствия возможности заказать подобные товары с площадок вроде iHerb. Отдельную нишу занимают поставки сырья для БАДов, впрочем, ситуация тут осложняется необходимостью получить свидетельство о государственной регистрации с лабораторными испытаниями, оформление которого занимает полгода и стоит больше 100 тысяч рублей. Близкой и сравнительно менее проблемной, в том числе и в вопросах оформления, сферой видится торговля суперфудами – экзотическими продуктами вроде семян чиа, киноа, ягод годжи или зелёной гречки - низкие закупочные цены на которые позволяют делать наценку в 200—400%.
Недавно компания RunRepeat опубликовала исследование, согласно которому количество участников беговых соревнований из России лишь с 2009 по 2014 увеличилось на 300%, между тем как ЗОЖ-туризм включает в себя множество видов активности, начиная от участия в марафонах или триатлонах в стиле Iron man, а заканчивая ретритами или тематическими выездами на практику медитаций. Средний размер платежа за участие в марафонах и других спортивных мероприятиях в 2018 году, по данным сервиса Яндекс.Касса, составил 7 тыс. руб, а ведь сейчас множество подобных событий мирового масштаба жителям России недоступны, что открывает возможности для организации новых маршрутов и программ внутреннего туризма, а также – специализированных школ и беговых клубов, готовящих участников к предстоящим нагрузкам; приложений для тренировок и контроля за питанием; приложений, направленных на развитие осознанности и осознанного потребления, тренд на которые тесно связан с ЗОЖ.
Готовя этот материал я также провел собственный опрос в телеграм-канале (https://t.me/aydagulov). Интересно то, что на первом месте среди соревнований, на которые готовы ездить люди – это велосипедные гонки (19%), на втором месте – различные единоборства (13%), на третьем бег (12%), на четвертом плавание (11%) и на пятом триатлон (бег, плавание, велосипед).
Крайне любопытно, что только четверть (25%) ответили, что их не интересует подобный досуг. То есть ниша крайне актуальная и ее потенциально можно рассматривать для старта бизнеса.
Что особо ценно, данная ниша более чем открыта и для самозанятых, которые могут проводить персональные тренировки или групповые занятия, организовывать выезды в рамках событийного туризма, предлагать индивидуальные программы питания или тренировок, в том числе тренировок в онлайн-формате, разрабатывать персонализированные рецепты, планы медитаций или дыхательных упражнений.
Марат Айдагулов
Предприниматель и общественный деятель.
Эксперт по экономическому развитию и международному сотрудничеству. Инициатор создания негосударственной платформы по гражданской координации и интеграции на пространстве ЕАЭС, Конвенции цифровой безопасности.