С одной стороны, в условиях санкций и стремительно меняющихся отношениях с Евросоюзом, - основным торговым партнером России, на долю которого только в 2021 году пришлось 36% всего внешнеторгового оборота РФ - одним из приоритетных направлений сотрудничества является наращивание товарооборота со странами, сохраняющими нейтралитет и не поддерживающими антироссийские санкции: в первую очередь, эксперты предсказывают рост доли оборота с Индией и Китаем, а также другими государствами, входящими в ЕАЭС, БРИКС и ШОС.
С другой стороны, подобная перестройка торговых связей, очевидно, займёт время, что открывает российским компаниям ряд прекрасных возможностей для импортозамещения: наступает самое удачное время занять ниши, освободившиеся после ухода иностранных компаний с рынка. Согласно данным 2021 года, доля ряда западных брендов в российском сегменте составляла свыше 100,3 млрд. рублей, в целом же объём рынка стремится к 200 млрд. рублей в год. Безусловно, на данный момент работает параллельный импорт, благодаря которому рынок в какой-то мере заполняется товарами ушедших брендов, однако глава Минпромторга и вице-премьер Денис Мантуров подтвердил продление параллельного импорта лишь на 2023 год, заявив, что рассуждать об этой мере после 2023 года ещё рано.
Поэтому у отечественных компаний есть все шансы на то, чтобы взять внутренний рынок: учитывая современные возможности, в особенности в сфере e-commerce, выход на рынок становится все доступнее для малых и микропредприятий.
Я подробно это рассматривал в своей статье
«Lamoda или новая «Крестьянка»?». Важно также, что анализируя публичные заявления правительства можно говорить о том, что запрос на развитие внутреннего рынка есть со стороны государства,
более того, наличие этого запроса подтверждается развитием инструментов помощи малому бизнесу: льготных субсидий, особых условий кредитования и аренды, бесплатных курсов от Корпорации МСП и так далее.