Марат Айдагулов: Компьютерные игры как индустрия для инвестиций
Экономист и общественный деятель Марат Айдагулов проанализировал перспективы и потенциал инвестиций в индустрию компьютерных игр
Гейминг становится профессиональным спортом, геймеры – новыми знаменитостями. Геймдев (GameDev) оказывается тесно связан с внедрением новых технологий, развиваясь в неразрывной связи с наукой
Компьютерные игры давно перестали считаться праздным развлечением. Массовую культуру без компьютерных игр сложно представить, более того, они порой становятся самым распространённым и доступным способом влияния на человека. По имеющимся данным компании Microsoft и других экспертных организаций от 60 до 80 % людей в мире в возрасте от 16 до 64 лет, которые хотя бы раз в месяц во что-то играют на каких-либо устройствах. По оценкам Newzoo только на территории России проживает более 65 млн. геймеров - людей, которые регулярно играют в видеоигры.

Индустрия набирает обороты с каждым годом, даёт множество рабочих мест. В данной сфере реально крутятся миллиарды долларов.

Специалисты издания GamesIndustry.biz опубликовали посвящённую игровой индустрии инфографику, в которой зафиксировали текущее состояние и ключевые тренды отрасли, используя статистику таких аналитических компаний как GfK, Newzoo, Sensor Tower и NPD Group. По их данным, общий объём рынка видеоигр к концу ноября прошлого года составил 184,4 млрд долларов. 94,2% выручки от продажи игр пришлось на цифровые издания, параметр приближается к цифре 174 млрд долларов, между тем как выручка от продажи физических изданий видеоигр составляет всего 10,7 млрд долларов.

Самым прибыльным рынком индустрии остаётся рынок мобильных игр. Его объём в 2022 году составил порядка 92,2 млрд долларов, а эксперты предрекают ему в будущем весьма активный рост. По их прогнозам, к 2030 году прибыль от мобильных игр превысит 250 млрд долларов, что неизбежно скажется и на состоянии сферы в России, которая в 2022 году заняла пятое место в мире по количеству загрузок мобильных игр.

Среди актуальных тенденций сферы выделяют, прежде всего, рост новых перспективных развивающихся рынков. В частности, предрекают развитие игровых рынков стран Африки и Ближнего Востока: Financial Times указывает на высокие темпы роста экономики региона, а Newzoo отмечает, что в 2022 году доходы лишь от мобильных игр тут выросли на 6,6%.

Другая часть трендов связана с развитием различных способов монетизации, так, на пороге развития находится рынок игр, использующих в качестве способа монетизации подписку, а на рынке ПК- и консольных игр ожидают укрепления гибридных способов монетизации, включающих в себя встроенную рекламу. Рост предрекают и сегменту VR-игр: эксперты предполагают, что доходы рынка VR-игр увеличатся с 1,8 млрд до 3,2 млрд долларов, в том числе в связи со снижением цен на VR-гарнитуры, ценовая доступность которых привлекает всё больше пользователей. Большие ставки делаются на развитие облачного гейминга: по данным Newzoo, в прошлом году доходы этого рынка составили порядка 2,4 млрд долларов, а к 2025 году ожидается увеличение показателя до 8,2 млрд долларов.
Для российской гейминдустрии 2022 год оказался непростым. Многие иностранные компании объявили о приостановке своей деятельности в стране, онлайн-сервис Steam остановил выплаты разработчикам из России, VK продал игровое подразделение My.Games, Сбер объявил о закрытии своего подразделения по разработке мобильных игр SberGames из-за отсутствия возможности продавать их на западные рынки – в целом, геймдев достаточно ощутимо пострадал на фоне санкций. С другой стороны, спрос на игровые товары неумолимо продолжает расти. Согласно данным сервиса ЮKassa, за 10 месяцев 2022 года количество покупок на игровых ресурсах выросло на 58% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, обороты же магазинов выросли на 63%. Вырос спрос на игровые компьютеры, мышки и клавиатуры: опрос медиахолдинга Rambler&Co показал, что большинство (39%) пользователей предпочитает играть именно на ПК, мобильные телефоны выбирают 24%, PlayStation — 16%, Xbox — 12%, Nintendo — 6%. Увеличились суммы донатов проводящим стримы игрокам.

Отечественные разработчики, оправившись от потрясений прошедшего года, вернулись в рабочий ритм.

Безусловно, прежде всего, активно идёт адаптация сегмента под текущие санкционные реалии, причем способы адаптации наблюдать можно разные: безусловно, существует пиратство, развивается параллельный импорт, осуществляется перенос компаний из России в другие страны, в частности, в страны постсоветского пространства. Страны СНГ на фоне мировых событий вообще начинает играть особо важную роль в становлении новых экономических связей, в частности, и в игровой индустрии. В одном Узбекистане наблюдается небывалый рост оборотов IT-индустрии (от 6,2 млн долларов в 2019 году к 82 млн долларов в третьем квартале 2022), там же идут разговоры о планах правительства сделать Ташкент главным IT-хабом Центральной Азии (подробнее об этом – в статье «Узбекистан: возможности для российского бизнеса»). В опросе, проведённом в моём телеграмм-канале «Айдагулов PRO», почти треть респондентов связывают будущее индустрии компьютерных игр именно с развитием стартапов из стран СНГ и их выходом на отечественный рынок.

В середине февраля текущего года в руководстве VK – крупнейшего игрока российского игрового рынка - заявили о том, что VK инвестирует 1 млрд рублей в создание отечественного игрового движка (базовое средство разработки видеоигр) на основе технологий open source. Сообщается, что в 2023 году будет сформирована команда (проекту потребуется не менее 100 специалистов разных компетенций), а также планируется создание ядра и основных модулей движка. На 2024 год планируется выход в открытый доступ и начало работы с игровым сообществом, на 2025 — редактор модов и создание платформы дистрибьюции игр. Минцифры и VK сошлись на том, что наиболее эффективной станет модель, при которой компания инвестирует в технологию и сделает в партнерстве с разработчиками открытый продукт, который будет доступен всем, став частью общеотраслевой инфраструктуры.

Федерация компьютерного спорта России способствует развитию киберспорта, в частности, фиджитал спорта, к которому относятся дисциплины, связанные с использованием AR/VR технологий (подробнее об этом можно почитать в моей статье «Спорт будущего: перезагрузка может привести к новым вершинам»). Минцифры совместно с лидерами отрасли готовят большой законопроект, который позволит на мобильных платформах обеспечить возможность предустановки и обеспечит платежи минуя системы международных бигтехов. В декабре прошлого года была учреждена организация развития видеоигровой индустрии (сокращённо — РВИ), которая должна прицельно заняться восстановлением и развитием отечественной игровой индустрии. Среди основных направлений работы РВИ привлечений инвестиций к отечественному геймдеву, а также продвижение игр на глобальном рынке с учётом новых реалий.

Активно идёт пересмотр связей с экономическими партнёрами. На фоне охлаждения отношений с Западом, Россия обращает внимание на рынки СНГ, Востока и Азии. Так, глава Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев 15 февраля текущего года заявил, что Министерство поможет российским разработчикам выпускать игры в Китае. Рано говорить о том, как далеко зайдёт сотрудничество в данной сфере, однако очевидны две вещи.
  • 1
    Развитие контактов с Китаем и Индией, на которую также традиционно делается ставка в вопросах развития нового формата международных отношений, будет обусловлено исключительно поисками взаимной экономической выгоды. Какой-либо «благотворительности», экспериментальных инвестиций или терапевтичного долгостроя просто в залог нашей дружбы ждать не приходится.
  • 2
    Компании отрасли могут развиваться только в условиях доступа на внешние рынки, как верно отметили в Минцифре.
ИТОГИ
Что в сухом остатке?
Игровая индустрия, по мнению многих специалистов, сейчас нуждается в государственной поддержке как никогда. Необходимыми условиями для возможности инвестиций в сферу и устойчивого развития является, прежде всего, прозрачное законодательство для российского и зарубежного бизнеса, а также гарантии возможностей кредитования, справедливое судебное пространство, безопасность активов и собственников.

Для развития сферы как таковой необходима и прямая финансовая поддержка, и предоставление налоговых льгот, и помощь в продвижении на внутреннем рынке, а также в выходе на рынки внешние. Отдельной проблемой, требующей решения, является нехватка профессиональных кадров: необходимо дальнейшее создание привлекательных условий работы в России для профильных специалистов, а также развитие сферы образования, способной напрямую повлиять на подготовку будущих поколений профессионалов.

Сфера компьютерных игр в России в прошлом году столкнулась с рядом вызовов, обусловленных ситуацией на мировой экономической арене и охлаждением международных отношений Россия-Запад. Возникли новые сложности, риски, а также – возможные точки роста. Станет ли текущая ситуация стимулом для подъёма отрасли – это покажет лишь время.

  • Марат Айдагулов
    Предприниматель и общественный деятель.
    Эксперт по экономическому развитию и международному сотрудничеству.
    Инициатор создания негосударственной платформы по гражданской координации и интеграции на пространстве ЕАЭС, Конвенции цифровой безопасности.