Для российской гейминдустрии 2022 год оказался непростым. Многие иностранные компании объявили о приостановке своей деятельности в стране, онлайн-сервис Steam остановил выплаты разработчикам из России, VK продал игровое подразделение My.Games, Сбер объявил о закрытии своего подразделения по разработке мобильных игр SberGames из-за отсутствия возможности продавать их на западные рынки – в целом, геймдев достаточно ощутимо пострадал на фоне санкций. С другой стороны, спрос на игровые товары неумолимо продолжает расти. Согласно данным сервиса ЮKassa, за 10 месяцев 2022 года количество покупок на игровых ресурсах выросло на 58% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, обороты же магазинов выросли на 63%. Вырос спрос на игровые компьютеры, мышки и клавиатуры: опрос медиахолдинга Rambler&Co показал, что большинство (39%) пользователей предпочитает играть именно на ПК, мобильные телефоны выбирают 24%, PlayStation — 16%, Xbox — 12%, Nintendo — 6%. Увеличились суммы донатов проводящим стримы игрокам.
Отечественные разработчики, оправившись от потрясений прошедшего года, вернулись в рабочий ритм.
Безусловно, прежде всего, активно идёт адаптация сегмента под текущие санкционные реалии, причем способы адаптации наблюдать можно разные: безусловно, существует пиратство, развивается параллельный импорт, осуществляется перенос компаний из России в другие страны, в частности, в страны постсоветского пространства. Страны СНГ на фоне мировых событий вообще начинает играть особо важную роль в становлении новых экономических связей, в частности, и в игровой индустрии. В одном Узбекистане наблюдается небывалый рост оборотов IT-индустрии (от 6,2 млн долларов в 2019 году к 82 млн долларов в третьем квартале 2022), там же идут разговоры о планах правительства сделать Ташкент главным IT-хабом Центральной Азии (подробнее об этом – в статье «Узбекистан: возможности для российского бизнеса»). В опросе, проведённом в моём телеграмм-канале «Айдагулов PRO», почти треть респондентов связывают будущее индустрии компьютерных игр именно с развитием стартапов из стран СНГ и их выходом на отечественный рынок.
В середине февраля текущего года в руководстве VK – крупнейшего игрока российского игрового рынка - заявили о том, что VK инвестирует 1 млрд рублей в создание отечественного игрового движка (базовое средство разработки видеоигр) на основе технологий open source. Сообщается, что в 2023 году будет сформирована команда (проекту потребуется не менее 100 специалистов разных компетенций), а также планируется создание ядра и основных модулей движка. На 2024 год планируется выход в открытый доступ и начало работы с игровым сообществом, на 2025 — редактор модов и создание платформы дистрибьюции игр. Минцифры и VK сошлись на том, что наиболее эффективной станет модель, при которой компания инвестирует в технологию и сделает в партнерстве с разработчиками открытый продукт, который будет доступен всем, став частью общеотраслевой инфраструктуры.